Юра Якунин (yurayakunin) wrote,
Юра Якунин
yurayakunin

Category:

Тайны календарей: когда праздновать Рождество


У времени есть разные аспекты — исторический, астрономический, богословский. Последний особенно актуален в дни празднования Рождества Христова 25 декабря и 7 января. Отличаются ли григорианский, юлианский и новоюлианский календари чем-нибудь, кроме разницы в 13 дней, необходима ли связь календаря с движением небесных светил и что говорят об этом древние христиане и современные богословы


Почему 25-го

С точки зрения древних христиан, Рождество должно праздноваться в день зимнего солнцестояния. "Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего — день Рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца", — говорит памятник III века "Апостольские постановления".
Почему 25 декабря? Этому есть как минимум три разных объяснения.
Во-первых, Юлий Цезарь в 45 году до Рождества Христова установил календарь, в котором дата зимнего солнцестояния (лат. bruma — "короткий (день)") выпадала на 25 декабря. После этого числа день становится длиннее, что ассоциировалось с рождением солнца. В Средиземноморье даже распространилось празднование Дня рождения Непобедимого Солнца. Этот период называли "брумалия" и посвящали разным богам. Торжества продолжались в течение месяца по ночам и состояли преимущественно из пиров и танцев.
Одной из форм борьбы христианства с язычеством стала практика замены этих языческих обрядов христианскими. Церковь решила праздновать в этот день Рождество Христово. И полное название торжества звучало как "День рождения непобедимого Христа" или "Праздник светов". "Одна из теорий гласит, что тем самым Церковь попыталась заменить миссионерским образом праздник Непобедимого Солнца", — отмечает протоиерей Владимир Хулап.
Однако, согласно другой теории, датировка праздника основана на библейской хронологии. "Она и исходит из даты 25 марта — Благовещения и зачатия Христа, от которой вычислили девять месяцев", — поясняет отец Владимир.
Третью версию предлагает автор книги "Христианские хронологические системы", известный в православных кругах историк Павел Кузенков. По его словам, праздник Богоявления (Крещения) — более древний, чем Рождество, он отмечается по юлианскому календарю 6 января (по григорианскому, соответственно, 19 января). И именно ему мы обязаны привязкой даты Рождества к 25 декабря.
"Изначально Богоявление было соединено с Рождеством. Армяне, например, до сих пор отмечают эти праздники вместе. В IV веке появилось Рождество — считается, что как замещение языческого праздника зимнего солнцестояния. Однако мои исследования показали: скорее всего, 25 декабря родилось из 6 января — при пересчете с египетского подвижного календаря на юлианский. Кроме того, эта дата хорошо согласуется с косвенными евангельскими указаниями на время Рождения Иисуса. Впрочем, символизм Рождества Христа — "истинного Солнца правды" — в момент начала возрастания солнечного времени суток всегда был очень важен. Ведь христианство вытесняло широко распространенный в Риме солнечный культ. Еще одним — совершенно случайным, но знаковым — календарным моментом стало совпадение языческого первого дня планетной семидневки (недели), который был посвящен солнцу (ср. англ. Sunday), с днем Воскресения Христа", — говорит Кузенков.


Астрономия и три календаря

В наши дни, однако, дата зимнего солнцестояния сместилась на 21 декабря из-за накапливающейся календарной ошибки. Дело в том, что астрономический год не равен в точности 365 суткам, есть еще четверть суток. К IV веку ошибка в синхронизации календарного и солнечного года достигла уже трех дней, так что зимнее солнцестояние приходилось не на 25 декабря, а на 22-е.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом на один день накапливается за 128 лет, григорианского — за три тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.
К XVI веку простая, но несовершенная система корректировки ошибки юлианского календаря накопила целых десять дней отставания от 25 декабря, а от астрономического солнцестояния — 13 дней. Выполняя решение Первого Вселенского собора о согласовании празднования Рождества и Пасхи с астрономическим годом, папа римский Григорий взял за основу тот же самый юлианский календарь, но усложнил систему компенсации его ошибок и подвинул календарную сетку на десять дней. С тех пор ученые и богословы спорят, разные ли это календари или второй — это тот же самый юлианский календарь, только в чуть усложненной версии, и есть ли вообще смысл в разных "стилях".
"По сути дела, каждый из этих календарей рассматривался как попытка уточнить один и тот же юлианский календарь. Когда папа Григорий в XVI веке вводил свой календарь, он стремился исправить ошибку. То же самое было сделано в 1923 году, когда на Всеправославном совещании приняли новоюлианский календарь, представляющий собой попытку еще большего уточнения. Если ошибка юлианского календаря — один день в 128 лет, то григорианского — один день в 3000 лет, а у новоюлианского еще меньше. Юлианский календарь в новых двух приближениях — григорианском и новоюлианском остается идеалом, от которого никто не собирался отказываться, но хотели только уточнить его", — объясняет протоиерей Владимир Хулап.
С ним не совсем согласен историк Павел Кузенков. По его словам, юлианский, новоюлианский и григорианский календари — это, конечно, календари одного типа — солнечного. Они учитывают только ход солнца по сезонам, а луну "игнорируют". К тому же у них одна и та же римская система месяцев. "Но из-за разных способов интеркаляции (вставка високосной секунды, дня, недели или месяца в хронологии. — Прим. ред.) их даты расходятся. Поэтому, строго говоря, это разные календари. Часто их называют "стилями", но это неверно: стиль — это вариант точки отсчета в одном календаре. Например, в допетровской Руси у нас был юлианский календарь сентябрьского стиля, а позже — январского", — подчеркивает Кузенков.


Время на небе и в мобильном

Кроме астрономического, в календарном вопросе есть и богословский аспект. Библия говорит, что светила небесные Бог сотворил для исчисления времени: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт 1:14). Можем ли мы согласиться, чтобы ошибка старого юлианского стиля накапливалась и Рождество с декабрем смещалось на январь?
"Если мы посмотрим на христианское святоотеческое богословие IV-VI веков, то увидим, что даты конкретных астрономических событий были очень важны и на их основе выстраивались богословские системы, связанные с днем равноденствия, солнцестояния и так далее. Наша цивилизация отошла от жестких привязок к естественному календарю, мы почти не смотрим на небо, живем по часам, которые у нас в мобильном телефоне. Юлианский календарь остается традицией Русской церкви", — говорит отец Владимир Хулап.
"В древности, в том числе в Ветхом Завете, связь календаря с сезонными событиями и работами в конкретном регионе — вопрос принципиальный. Новый Завет открывает в истории другую эпоху: христианство — религия мистическая и универсальная, поэтому и привязки к каким-то природным явлениям в христианском календаре не требуется. Ведь и сейчас Рождество Христово мы празднуем зимой, а аргентинцы — летом, там ведь декабрь — летний месяц," — соглашается Кузенков.
Когда же правильнее праздновать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? Ответ парадоксальный: в любой из этих дней — и не в один из них, а в день зимнего солнцестояния. Потому что оба календаря рассчитаны так, чтобы праздновать Рождество "непобедимого Христа" 25 декабря, но при этом в день зимнего солнцестояния.


Русская церковь и календарный вопрос

Светские люди часто спрашивают священнослужителей, причем с возмущением: почему Русская православная церковь не сменит старый юлианский календарь на тот, по которому живет западный мир (григорианский)? Удобнее же праздновать всем вместе 25 декабря! Да и поститься или мириться с постящимися родственниками и друзьями в новогодние праздники (Рождественский пост у православных христиан продолжается до 7 января) тогда не придется. На этот вопрос и священноначалие, и эксперты Русской церкви неоднократно отвечали, что традиционный юлианский церковный календарь дорог церковному народу.
В новом тысячелетии календарные вопросы, конечно, актуализировались. Но совсем недавно, перед Критским собором глав и представителей ряда поместных православных церквей мира 2016 года, патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из интервью сказал, что вопрос о смене богослужебного календаря в Русской православной церкви сейчас не стоит.
И по-прежнему официальные представители Церкви проблему календаря не считают актуальной.
"В текущем году вопрос богослужебного календаря на официальном уровне в Русской церкви не обсуждался", — сообщил замглавы отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

Free counters!



подписаться    доб в друзья
Tags: рождество
Subscribe

Posts from This Journal “рождество” Tag

promo yurayakunin 14:14, yesterday 3
Buy for 20 tokens
Можете поздравить, вроде первая книга пошла в тираж. Правда тираж минимальный - 20 книг, на сколько хватило денег. Книги после издания будут в Москве (отправить в Тбилиси по почте — безумно дорого) и 10 книг будут проданы желающим за 589 руб/книга. Желающие купить, пишите мне в личку. Когда…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments