Начиная с 2005 года все торговля калием шла через компанию БКК (Белорусская калийная компания), находящуюся в Минске. Бухгалтерия строго проверялась в Белоруссии, в том числе и по линии местных спецслужб. Процесс контролировался главным куратором калийной отрасли. С 2011 года «Белнефтехим» возглавляет Игорь Жилин, которого, по данным СМИ, в Белоруссию привел Борис Березовский. (Подробнее можете почитать вот тут: http://www.regnum.ru/news/polit/1644269.html). Вслед за назначением Жилина на должность председателя концерна «Белнефтехим» последовали новые перемены в качестве нового генерального директора «Беларуськалия» Кириенко В.М., как следствие, отстранения от управления «калийной отраслью» первого вице-премьера и государственника Семашко В.И, а также увеличение роли в определении внутренней политики и решении вопросов экономики «приближенного» бизнесмена Чижа Ю.А.
В декабре 2012 года (по данным газеты «Ведомости») состоялась презентация для президента Белоруссии, где было показано, что за счет самостоятельной торговли - без участия России - Белоруссия может дополнительно зарабатывать около 250 млн долларов в год. Большой соблазн для кризисных для страны времен. Учитывая, что в РФ поставки белорусского калия производились по демпинговым ценам, а партнерство давало существенное конкурентное преимущество в отрасли - основания прогнозов смущают. Возможно, ставка изначально шла на недобросовестную конкуренцию. После ведомости отметили «Ведомости» : «Россия ранее неоднократно выражала обеспокоенность тем, что Белоруссия могла экспортировать нефтепродукты под видом разбавителей и растворителей для ухода от уплат Белоруссии экспортных пошлин в бюджет России».
Сейчас уже понятно, что Жилин и Ко пытались всеми способами самостоятельно контролировать экспортные потоки, которые действуют в обоих странах, руководствуясь своими интересами, очень недальновидными. При этом, своими действиями они ввели в заблуждение президента страны и своими действиями поставили под угрозу партнерство Белоруссии с другими странами.
Что же получается в действительности?
В настоящее время, страна загнана в рамки кризисной ситуации, ведь с учетом ценовой войны и ограниченного спроса Беларусь может каждый год терять до $1 млрд. экспортной выручки. Беларусь экспортировала калийных удобрений в объёме 3668,9 тыс. тонн на $2667,6 млн. В 2011г. было соответственно 4698,3 тыс. тонн и $3350 млн. в I полугодии 2013г. ценовая ситуация на калийные удобрения ещё больше ухудшилась. Цены по сравнению с аналогичным периодом 2012г. упали на 14,1%. В физическом выражении Беларусь продала за рубеж почти 2 млн. тонн калийных удобрений, столько же, сколько и в 2012г., но из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры потери валютной выручки приблизились к 15%. Даже при сохранении объёмов экспорта 2012г., что маловероятно, Беларусь уже потеряла бы более $1 млрд. С учётом того, что «Уралкалий» наверняка бы выбил «Беларуськалий» из некоторых рынков, то недополучение валютной выручки Беларуси могло бы составить до $1,5 – 1,7 млрд. в год. В совокупности со становившимися 2-мя из 4-ех рудников комплекс представляет собой удручающее зрелище, как и вся экономика страны в целом.
С тех пор, как продажи калия прекратились, а производство остановилось, в обществе копится социальная напряженность. Кроме прочего в Белоруссии активно растут цены: транспорт дорожает, правительство раздувает размеры госпошлин и иных платежей. По отношению к этому, мизерное увеличение зарплат бюджетников выглядит как издевательство, небюджетникам проще, но не намного. В свете такого тяжелого для Белоруссии положения портить отношения с ее единственным верным союзником - Россией, это глупо и бессмысленно. А на мировой арене авторитет и вовсе возвращать будет крайне тяжело, и все благодаря творческому подходу к экономическим вопросам имени Игоря Жилина и его некомпетентных друзей.
Journal information