Юра Якунин (yurayakunin) wrote,
Юра Якунин
yurayakunin

Category:

Какие секреты скрывает 50-летняя история тбилисского метро

Знаете ли вы, что строительство метро в Тбилиси проводилось тайком от тогдашнего советского руководства?! Sputnik взял интервью у дочери первого секретаря ЦК Компартии Грузии, легендарного Василия Павловича Мжаванадзе – Нино Мжаванадзе, которая была не только свидетельницей этих событий, но и присутствовала на открытии первой станции метро.



В январе 1966 года в Тбилиси открылся четвертый в СССР метрополитен. Осуществление одного из самых грандиозных и масштабных инфраструктурных проектов в Грузии совпало с приходом к власти Никиты Хрущева, который не отличался благосклонностью к Грузии. Потому строительство тбилисского метро проходило, практически, в конспиративном режиме…


- Было ли в то время для Вашего отца опасным осуществлять национальные проекты втайне от Москвы?

— Папа с 1942 года служил в армии. Он прошел финскую войну и ленинградскую блокаду… Дослужился до звания генерал-лейтенанта, и кого же он мог бояться? Вместе с тем, в Москве у него было много друзей и знакомых, которые его поддерживали. Как известно, в тот период в столице на ключевые должности назначали военных, участвовавших в Великой Отечественной войне. Они хорошо были знакомы с отцом и очень его уважали, потому на многое закрывали глаза.

- Но ведь на строительство метро были нужны большие финансы, и достать их вот так, скрытно, было почти невозможно…

— Вообще, разговоры о строительстве метро начались еще при предшественнике отца – Кандиде Чарквиани. Обещание построить в Тбилиси метро он получил непосредственно от Сталина. Но вскоре Иосиф Виссарионович скончался, и строительство метро было приостановлено. К тому же, по советскому законодательству, метрополитен мог строиться лишь в миллионном городе, а население Тбилиси к тому времени насчитывало лишь 500 тысяч.

- Выходит, после Москвы, Ленинграда и Киева метро должны были строить в Харькове, где проживало 1,2 миллиона человек. Но начали строить в Тбилиси… Почему?

— Хрущев был категорически против строительства метро в Тбилиси – говорил, что для Грузии это чрезмерная роскошь. Он был охвачен навязчивой идеей — иметь в стране как можно больше свинарников, ферм и кукурузных полей. И еще – бомбоубежищ. Между прочим, именно фактор бомбоубежищ "спас" строительство метро, когда Хрущев уже начал заполнять шахты и тоннели. Отец его убедил, что переделать существующие тоннели будет гораздо легче, да и обойдется это намного дешевле, нежели их заполнить и перенести в другое место. Так что, на всей территории республики продолжили финансирование теперь уже строительства тоннелей…
Строительство метро в Тбилиси велось практически по-партизански. Многие в городе даже не знали, что реально происходило на проспекте Руставели. Вход в метро и находившийся рядом сквер были полностью закрыты, и видно было лишь, как туда въезжали грузовые автомашины, вывозившие затем песок и камни.

- Работать в таких условиях, наверное, было рискованно?

— Да, строить метро действительно было рискованно. В то время вторым секретарем ЦК был командированный из России кадр, главная функция которого заключалась в составлении для Кремля доносов на местное правительство… Однажды Хрущев действительно отцу позвонил и сказал, мол, в Москве ходят слухи, что в Тбилиси строят метро. Папа отрицал это и ответил, что ведется всего лишь строительство тоннелей и укрытий… Рабочие сумели сделать поистине невозможное и построили самую глубокую в мире станцию метро – "Руставели" находится под землей на глубине 100 метров. За этот трудовой подвиг отец наградил строителей орденами…

- В 1964 году Хрущева вынудили покинуть пост, и, как известно, Василий Мжаванадзе внес в это большую лепту…

— Да, отец вместе в тогдашним председателем Комитета госбезопасности Алекси Инаури входил в тот узкий круг людей, которые руководили процессом отстранения Хрущева.

- Затем к власти приходит Брежнев, и всего за каких-то шесть лет в Тбилиси открывается 11 станций метро. Просто, представить трудно…

— После прихода Брежнева Грузия могла спокойно продолжать строительство, и, главное, ничего скрывать уже не приходилось. Тем более, что основные работы были завершены. Чувство было непередаваемое: с 1964 года грузинам не нужно было бояться переселения в Казахстан, и мы могли любоваться красивейшим Тбилисским метрополитеном…

источник


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo yurayakunin october 20, 11:00 12
Buy for 20 tokens
Сегодня, когда коронавирус победоносно шествует по миру, собирая свою трагическую жатву, хочется просто кричать – Спасение "утопающих" дело рук самих утопающих! Пишу этот пост, так как несколько дней назад умер от COVID-19 одноклассник – Алик Айвазов. Я больной ХОБЛ, по…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments